Тип похода

Водный (1 байдарка «Таймень-2»)

Состав

2 человека: Вадим, Вова

Время

2000 г.: 14 – 26 июля

 

Фото

Карта

GPS

Назад

 

Дневник водного похода по Валдайскому краю в июле 2000 г. в бассейне рек Либья и Шлина (г.Валдай - оз.Уклейно – оз.Велье – р.Либья – оз.Шлино – р.Шлина – пос.Красномайский – г.Вышний Волочек)

 

Сокращения: С, Ю, З, В, СЗ…и т.д. – стороны света.

 

Район похода – ЮВ Новгородской обл. (Валдайский р-н) и СЗ Тверской обл. (Вышневолоцкий р-н), край, лежащий на полпути между Москвой и Питером. Малонаселенная местность, покрытая густым смешанным лесом, приближающимся по характеру к южной тайге. Рельеф холмистый, достаточно изрезанный. Часто встречаются валуны. Обилие рек и озер. Маршрут начинался в старинном русском городе Валдай, оттуда – заброска на местном автобусе до маленького озера Уклейно, начало водного пути. Далее путь проходил через крупное озеро Велье, старинный канал петровской постройки, переходящий в маленькую речку Либья, крупное озеро Шлино, реку Шлина, и, в завершение был сделан чисто символический выход в многоводное Вышневолоцкое водохранилище. Маршрут достаточно простой, реки несложные, течение сравнительно быстрое, но без экстрима. Есть маленькие несложные шиверы. Во время плавания по крупным озерам надо соблюдать осторожность и следить за переменами погоды, избегая ветра и волн на открытой воде. Велье – более изрезанное, Шлино же – открытое, каплевидной формы, с достаточно плавной береговой линией, 3 маленьких острова на самой середине озера. Но оба озера в общем и целом достаточно легко проходимы. Вышневолоцкое вдхр. – более крупный водоем, со слабоизрезанной береговой линией. Островов много, но большинство – маленькие, круглой формы, и находятся далеко от берега. Плавание по открытой воде может быть опасным. Именно штормовая погода на Вышневолоцком заставила нас отказаться от первоначального замысла добраться до Волочка по воде, и путь пришлось завершить на противоположном берегу – в Красномайском.

 

 

14.07.00. Отъезд из Москвы, поезд № 668 Москва-Псков, отправление 20-45. Вагон купейный, других билетов не было. Нам достались 2 верхние полки. Учитывая, что ехать не более 6 часов, и надо будет вставать среди ночи, мы для простоты положили собранную байду в упаковке прямо на одну из полок: если очень захочется немного поспать, хватит и одной полки, по очереди. Зато разгрузка и высадка будет делом минутным.

В Бологом – стоянка почти полчаса, переприцепка локомотива. Здесь поезд сворачивает с колеи Москва-Питер и идет на запад по колее местного значения. В Питер ездили многие, если не все, и, наверное, заметили, что дорога, хоть и идет по лесному краю, но лес какой-то несолидный, если можно так сказать, «пощипанный». Но стоит свернуть с магистральной дороги – картина резко меняется, чуть ли еще не на окраине города Бологое: огромные вековые ели встают стеной вдоль колеи. Вот он, настоящий Валдай!

Одноименно называется и город нашей высадки. Прибытие в Валдай – 2-30. Ночи здесь не белые, а скорее синие. Уличное освещение выключено, что совершенно не мешает дойти пару километров (или меньше) до автовокзала. Читать на улице, правда, уже нельзя.

Автовокзал открывается в 5-00. Отправление до д.Уклейно 5-50 и 14-30. Есть вариант сократить путь наполовину и доехать до д.Красилово, что на оз.Шлино. Отправление 6-00 и 16-00. Но нам – в Уклейно.

До отправления есть время сходить на Валдайское озеро, оно в нескольких метрах от автовокзала. Весьма красиво, особенно на рассвете. Городской берег обжитой, пляж, причал, лодочная станция. Дальний берег – тайга. На середине озера – остров, на нем  - белокаменный Иверский монастырь. За островом Валдайское озеро соединяется с озером Ужин. На нем – резиденция Путина.

 

15.07.00. г.Валдай – дер.Уклейно – Ю берег оз.Уклейно, 1,6 км.

До Уклейно – 1,5 часа. Деревня сравнительно крупная, на берегу одноименного небольшого озера. Бросается в глаза обилие авто чуть ли не в каждом дворе. Рыбаки на постое! От остановки до воды – около 100м. Там единственная удобная площадка для сборки байды.

Уклейно – небольшое озеро, 2 х 0,5 км, много рыбаков. На Ю – неширокая перемычка (от нескольких метров до 200 м), отделяющая Уклейно от крупного озера Велье. Высокие холмы на перемычке чередуются с мокрыми низинами, и сосновые боры – с чернолесьем.

Во время сборки байды с Ю выползла неслабая туча. Спешно заканчиваем сборку – и вперед, на перемычку, навстречу туче, в ЮВ часть озера. Времени мало, причаливаем, куда Бог послал. А Бог послал нас в сырое чернолесье с высокой травой и тростниками. Но земля относительно твердая. Под первыми каплями ставим тент, сваливаем вещи в кучу, и на этой куче засыпаем под шум дождя (ночь-то без сна прошла!).

Выезжали из Москвы – было +30 С. Утро в Валдае было прохладным, красное солнце и сильный ветер. И вот, похоже, подогнало фронт.

Просыпаемся час спустя. Дождь прекратился, но небо не внушает никакого доверия. Пользуемся паузой, чтобы перетащить вещи из тростников на приличное место неподалеку – возвышенный берег, сосны, кострище. Ставим палатку и ложимся спать дальше. Дождь вознобновился.

Просыпаюсь где-то в 17-00. Солнце, ясно. Пока Вова спит, обследую перемычку. С часть – чернолесье, Ю – возвышенный берег, сосновые боры. Есть верховое болото. Море земляники и черники, особенно на буграх в сосняках. Обилие дров. Повсюду следы деятельности бобров, пеньки даже от осин, полуметровых в поперечнике! У нашей стоянки – удобная бухточка и дот, упавший в воду с подмытого берега, но не перевернувшийся. (По Велье проходила линия обороны). Купаюсь, вода

очень бодрит, где-то градусов 15-17, несмотря на середину июля. Впрочем, это исключение, в это время вода должна здесь быть гораздо теплее.

До конца дня остаемся на Уклейно, дергаться смысла нет. Вечером проводим на байде разведку пролива в Велье. Он в ЮВ углу озера, и с воды рассмотреть его трудно. Путь подсказывают рыбаки.

Пасмурно, прохладно.

 

16.07.00. Ю берег оз.Уклейно – оз.Велье, Балуевский плес, 15 км.

Солнечно, ветер Ю. Выход в 11-30. Пролив достаточно широкий, на левом берегу баня и капитальные стоянки (здесь останавливаются в основном рыбаки). В конце пролива упираемся в низкосидящий мост. Приходится разгружаться и делать обнос. Выясняется, что мы перетащились в глухой залив. Повторяем процедуру в обратном порядке (как говорил в таких случаях наш комвзвода: «Рассматривайте это не как наказание, а как тренировку!») На будущее, уясняем, что, выйдя из пролива надо поворачивать резко вправо.

Выходим на большую воду. Ветер Ю, волны средней силы. На берегах леса чередуются с полями. Держимся правого берега, срезая бухты. В глубине одной из них – д.Симаниха, рядом – организованный детский лагерь байдарочников, бойцы рядом отрабатывают технику плавания. Их байды нам понравились, наша Тайменька и рядом не валялась!

За Симанихой по левому борту – большой мыс. За ним озеро раздваивается. Надо поворачивать налево, в Балуевский плес. Но сначала высаживаемся на небольшой Т-образный остров Жохин. На нем много тропинок, растут сосна, дуб, осина, липа (из последней – целая роща), много удобных стоянок.

Балуевский плес. Красивые хвойные леса слева, справа – д.Балуево. Прямо по курсу – о.Боровой, высокий песчаный бугор среди воды, с обрывом и пляжами, наверху – сосновый бор с можжевельником. Чистейшая вода. На пляже группа чаек разделывает огромных пресноводных устриц (или как они там называются?)

Далее – еще несколько таких же островов. И берега по виду начинают напоминать эти острова. В конце плеса – большой остров неправильной формы. Хорошие стоянки, песок, сосны. Встаем на ЮВ конце острова, чтобы завтра удобнее было искать исток Либьи. Здесь неудобный подход к берегу – мешают березы, поваленные в воду бобрами. Также не очень удобно купаться: начинаются болотистые разводья, и дно здесь топкое. А сам остров исключительно удобен. Земляника, грибы. На острове –

старые окопы с пулеметными гнездами и доты. В одном из заливов на мелководье лежат остатки старого армейского понтона.

16-00 – ставим лагерь. Готовим суп с маслятами. Тепло, солнце, сильный Ю ветер. На берегу напротив постепенно собирается много машин (значит, есть какая-то дорога) – сегодня выходной день. Как показала практика, в будние дни в этих краях – почти никого.

Вечером – штиль. Всю ночь вокруг плавают бобры, их здесь – как уток на пруду в зоопарке, громко плещутся.

 

17.07.00. Оз.Велье – исток Либьи – д.Марково, 16,5 км.

Утром мелкий дождь, тепло. К 11-00 – расходится. Отплытие в 13-00. Точное расположение истока Либьи заранее не знали. В ЮЗ направлении уходит длинный залив, сужающийся к своему началу, очень похоже на исток. Плывем, залив становится заросшим водной растительностью, куски затопленного леса. Никакого истока не оказалось. Внимательно осматривая береговую линию, плывем на В вдоль Ю берега. Исток Либьи оказался почти напротив нашей стоянки, но совершенно неприметен. Хотя русло достаточно широкое, 5 – 7 м, без препятствий, течение тихое. Берега твердые, растет высокая ольха. Проплываем место остановки машин и капитальные стоянки рядом. Через 1 км на берегу указатель: «Гидротехническое сооружение, обнос здесь – 250 м». Мы плывем до самого бейшлота, регулирующего сток Либьи, и делаем обнос 25 м по правому берегу.

За бейшлотом Либья течет в русле искусственного канала, построенного при Петре I, канал являлся составной частью самой первой гидросистемы Волга – Балтика: Вышневолоцкой. Берега канала были укреплены двойным рядом вертикальных дубовых свай. 200метров

ниже бейшлота начинаются их остатки: верхний ряд свай наклонился под углом к руслу канала, нижний – также наклонился, но уже под водой. Забавно, что перпендикулярный срез свай на сегодняшний день приобрел колообразную заостренную форму, и при ширине канала около 2 м плыть надо аккуратно, чтобы не ткнуться бортом в этот частокол. Течение быстрое, грести почти не надо, только выравнивать курс. Канал глубокий (может метр, а может и два).

Как этот канал выглядел более чем 200 лет назад, мне довелось видеть в Архангельске: протоки Западной Двины(а город стоит в ее дельте) в районе Соломбалы облицованы точно такими же сваями (только, наверное не дубовыми, а лиственничными), плюс еще деревянные настилы набережной, деревянные парапеты, деревянные лестницы и скамейки – просто залюбуешься!

По сведениям тех, кто здесь плавал, русло канала (да и Либьи вообще, а канала особенно) может быть перегорожено упавшими деревьями, и не исключено, что без пилы и топора здесь будет просто нечего делать. К счастью, если здесь и были завалы (а деревья нависают основательно),

то их успели распилить до нас. Нам подобных препятствий на пути не встретилось.

Над каналом летают кулики. Периодически сваи исчезают, время от времени в русле встречаются водоросли. По высоким берегам – ольха. Пару раз проплывали под достаточно высокими деревянными мостиками.

Спустя 3 км – д.Овчинище по лев.берегу. За хорошо проходимым бетонным мостом канал заканчивается, начинается собственно Либья. Ширина – около 3 м, в отличие от спрямленного канала река слегка петляет. Течение быстрое. Река течет в луговых берегах, , лес по обеим берегам на некотором удалении от воды. В русле – водоросли. Берега высокие, заросшие высокой травой. По берегам изредка попадаются сенокосы. Проплываем эдакий мост – бревно с перилами.

Через 3-4 км река входит в дремучий хвойный лес. Выходим на берег – тропинок никаких. Находим свежеразрушенный муравейник и развороченный пень – медвежья работа!

3 км ниже берега поднимаются, в лесу становится заметно больше березы и ольхи. Либья делает крутой

поворот влево, начинаются шиверы. Сразу же за поворотом – серия больших обливняков размером с диван, река между ними делает причудливую восьмерку на хорошей скорости. По общепринятым нормам – ерунда, но опыта по порогам и шиверам у нас, можно сказать, нет никакого. Так что пытаемся сделать проводку. Течением байду рвет из рук, а идти почти негде: сразу – большая глубина. Не то, чтобы есть где утонуть, но начерпаться выше пояса – это запросто! Все же как-то проходим.

Собственно, это – самый сложный момент. Дальше, главным образом, надо только следить за тем, чтобы не поскрести шкуру по камням, а так – вполне проходимо! В районе шивер Либья сильно петляет. Участок тянется не более 2 км. Леса расступаются еще раньше, и шиверы идут среди луговых берегов. Все же часто делаем проводки (видимо, опыта не хватает!) Кстати, народ рассказывал (да и по всем признакам), что в этом году уровень воды, что в Либье, что в Шлине выше среднего. Так что мы имеем дело с облегченными препятствиями!

На подходе к д.Марково река проходит под бетонным мостом через трубу квадратного сечения. Течение очень быстрое, не просматривается ни труба, ни поток пены ниже нее. Внимательно присмотревшись, все же решаем рискнуть. Выравниваемся четко по центру потока – и нас выплевывает из трубы на хорошей скорости. Проход чист! А приятный аттракцион.

1 км ниже – последние порожки. Далее река петляет среди лугов (лес рядом), течение резко замедляется. Видимо, оз.Шлино не так далеко. Петляет сильно, разворачивает почти на 360 градусов. Выбрали место для стоянки на правом берегу, как только лес подошел к воде. Ни выхода, ни тропинок, ни стоянки, сразу – высокая трава. Но берег твердый. Однако время – 20-00, встаем. Прорубаем проход в траве и встаем в нехоженом еловом лесу. А зря поторопились: 100 м ниже была отличная стоянка! Но не знали же! Опять в утешенье – бессмертная цитата нашего комвзвода.

Тепло, солнце.

 

18.07.00. д.Марково – устье Либьи - оз.Шлино, д.Красилово – западный берег, 10 км.

Подъем 10-00. Дождь. Медленные сборы, выход в 12-30, уже по нормальной погоде. Через 20 минут после выхода – мост возле д.Семенова Гора. Река проходим через широкую бетонную прямоугольную трубу, но от уровня воды до верхней кромки трубы – менее полуметра, байда пройдет, только, если всем лечь на дно. Выгружаем из центрального отсека габаритные вещи, переносим их по ту сторону моста, далее Вова заходит в воду, и, держа байду за борт, уплывает с ней в трубу. Проход нормальный, только посередине трубы байда уперлась носом в потолок, пришлось притопить на несколько сантиметров.

За мостом Либья расширяется, начинаются плавни. Река раздваивается, потом сходится, и, постепенно, переходит в узкий залив оз.Шлино.

На СЗ берегу озера – большая деревня Красилово, связанная автобусом с г.Валдай (Утром и вечером, но, говорят что не каждый день. Судя по расписанию в г.Валдай, имелся в виду вечерний автобус), есть магазин, почта. Достаточно благоустроенные дома на берегу, заборы из рабицы подходят к самой воде. Пробуем выйти. Подходит бабушка, здоровается, и вежливо так говорит, что, мол, это – частное владение. Извиняемся, наводим справки, и обогнув небольшой полуостров, высаживаемся на

нейтральной территории – деревенской улице, идущей по берегу озера.

Отсюда Шлино видно во всю ширь. Пасмурно, сильный ЮВ ветер. Штормит. Плыть дальше будем вдоль С берега. Не очень хорошо, но выбора особенно и нет. Придется немного побороться с волнами, но они – в пределах разумного.

Заправившись продуктами, выплываем. Вдоль СЗ берега тянутся болота, отделенные от озера узкой песчаной косой длиной около 1 км. За болотами – еловый лес. На косе – следы коров, растут отдельные сосны, ольха. Есть сухое топливо.

Надвигается гроза, причем, непонятно, с какой стороны. Останавливаемся переждать непогоду, заодно и пообедать. Тучи покружились, грозы так и нет. Пока готовится обед, распогодилось, шторм, однако, не стихает.

Процесс готовки в разгаре, продукты вольготно разложены на земле. Вдруг откуда ни возьмись, со стороны Красилово прется теленок. Один. До деревни – километра полтора – два. Кругом  - тайга. А места-то здесь такие, что волки и медведи ходят, как у себя дома. Ну, его проблемы! Но вот незадача: ему, что наши продукты, что туристическая снаряга, что кочки – все едино, простой он! Даже наша байда поперек тропы его, похоже, мало смущает. Но это решаемо, хуже то, что за ним тянется

целый шлейф слепней и оводов, а им тоже едино: что теленок, что еще кто-нибудь! А он уже, вроде, и уходить не торопится! Пришлось принимать непопулярные меры, и гнать несознательного, чем под руку подвернулось.

Ветер В, волны. Готовимся к отплытию. Вдруг откуда ни возьмись, со стороны Красилово идет мужик, на лице - забота. Спрашивает: «Ребята, теленка не видели?» «А как же!..» - показываем рукой в сторону Каменки. «И давно?» «С полчаса назад!» Мужик нелестно отзывается о теленке и идет искать дальше. Но, похоже, ситуация довольно стандартная.

Берем курс на острова. Высаживаемся на о.Судачий. Высокий остров, по

береговой линии – сплошные валуны. Выше валунов – плодородная черная земля и лес из ольхи, редко – ель, осина, . В подлеске – густой чистотел, малина, крапива. На острове – избушка из рубероида. Похоже, что своим черноземным обликом остров обязан многим поколениям рыбаков.

Плывем к В берегу. С Ю резко и внезапно надвигается гроза (вообще, все что происходит с погодой севернее Твери и Ярославля, часто имеет обыкновение происходить резко и внезапно!) Короче, на нас движется мутная стена, и движется быстро! Перспектива попасть под это дело почти посередине не самого маленького на Валдае озера совершенно не радует. Ну, как говорится в фильмах про средневековых пиратов: «Кляп в зубы!»

Никогда не думал, что на обычных веслах можно в принципе развить такую скорость. Да еще при сильном боковом ветре и бортовой волне (раньше ни в жисть бы бортом не повернулись!) Теплоход на подводных крыльях «Ракета» видели? Так вот, у нас из-под носа байды образовался аналогичный кильватер. Не знаю, удастся ли это повторить когда-нибудь!

Самое обидное, что гроза в последний момент столь же резко поменяла направление, и у самого берега слегка забрызгала нас своим краем. Вова выходит на берег, уверенно делает шаг, а на втором проваливается по пояс в яму с жидким торфом. А сверху был безобидный зеленый лужок, ничем не напоминающий яму!

21-00 встаем на окраине д.Софиевка, на тропинке, ведущей к плотине у истока Шлины. На большее нет ни времени, ни сил. Обычно мы в населенке выставляем на ночь посменный караул, но на сей раз решили, что в такую погоду ни одна собака из дому не выйдет (если хозяин не выгонит!)

 

19.07.00. Оз.Шлино – река Шлина, Яхново –- Село Новинок - Чудино, 15,4 км.

Подъем – 7-00. Ясно, солнечно, прохладно. Плывем менее 1 км до плотины. Далее плывем по старому руслу левее плотины, там конюшня и подворье. Здесь обнос очень короткий, всего 5 метров. Начинается Шлина. Река заметно шире Либьи, не менее 10 м. Течение быстрое, в русле водоросли. Берега крутые, хвойный елово-сосновый лес. 1 км ниже плотины – бетонный 2-х опорный мост, проход чистый. Чуть ниже начинаются шиверы, и идут почти непрерывно до д.Яхново.

В шиверах местами делаем проводку, но в общем и целом прохождение проще, чем на Либье. Река все-таки полноводнее.

На подходе к Яхново садимся на обливняк. Без поломок.

Яхново – деревня на высоком берегу. Здесь Шлина течет внизу в эдакой глубокой долине. В деревне около 15 дворов, часть –

брошенные, избы с заколоченными окнами. Есть сельмаг, используем его. Вообще, населенка на маршруте – это хорошее подспорье, и на горбу продуктов тащить меньше, и жизнь комфортнее. Гланое, чтобы ее (населенки) плотность не превышала разумных пределов. На Либье-Шлине эта пропорция соблюдена хорошо.

Ниже Яхново – остатки бань, еще небольшие шиверы. 20 минут спустя – бетонный мост. Здесь мы умудряемся сесть с разбегу на невесть как закрепившуюся среди русла старую грузовую покрышку, сделав «Медного Всадника» (мне это больше напоминает Памятник Неизвестному Матросу в Новороссийске – торпедный катер на наклонном бетонном постаменте). Хорошо, что это был не булдыган!

Через полчаса шиверы кончаются. Шлина входит в луговые берега без

признаков жизни. Лес – в отдалении полукилометра по обоим берегам. Течение ослабевает, но русло делается прямее. Погода портится, идет мелкий моросящий дождь.

Некоторое время спустя высокий левый берег близко подходит к воде. Песок, сосны, удобный выход (здесь окончание старой лесовозной дороги). Время 14-00, учитывая погоду ставим палатку.

Вечером – ясно и тепло. На старой дороге – ни одной живой души. И вообще, полное безлюдье. Много земляники и грибов. В лесу попадаются небольшие можжевеловые деревья. Над лугами летают журавли. А к ночи вдали начинают летать военные реактивные самолеты. А над костром – летучие мыши.

 

20.07.00. Чудино – Узмень – Глыби – устье Граничной, 16,1 км.

Подъем – 6-00. Отплытие – 8-00. Переменная облачность. Через полчаса после отплытия – д.Чудино по правому борту. Река течет в неширокой луговине. Еще через полчаса – д.Заречье. Мост из бревен, своеобразно сделаны быки моста: мощные срубы квадратного сечения, примерно 2х2 м, внутри срубы доверху наполнены валунами. Устройство удалось подсмотреть, потому что мост полуразрушен, вышли для осмотра. Проплыли центральным пролетом, по его центру, без проблем.

Чередуются поля, леса и луга. Луга постепенно расширяются, русло реки – тоже. Шлина постепенно переходит в озеро Узмень, узкое и вытянутое. В и большая половина этого двойного озера называется

Глыби, символическая граница между ними – это небольшое сужение озера. Общая длина озер - 5 км, ширина – 200-500 м. Течение отсутствует, поверхность заросла цветущими белыми кувшинками. По берегам – лес, большей частью сосновый. Берега низкие, местами заболоченные. Летают журавли. На Ю берегу – 2 деревушки, Узмень и Глыби соответственно. На С берегу, ближе к В концу озера – дом лесника. Останавливаемся пособирать грибов. Есть подосиновики.

Шлина течет в песчаных берегах, петляет. Берега поочередно: один высокий, обрывистый, другой низкий, травянистый, пологого песчаного пляжа почему-то нет. Возможно, он в этом году просто слегка затоплен. По берегам – сосновый лес, течение быстрое, в русле – водоросли. Пасмурно, тепло.

Пойма расширяется. Высокие песчаные берега отходят от воды, река сильно петляет по широкой низкой луговой пойме. В одном месте очень высокий песчаный обрыв подходит прямо к реке, по его правому краю – заметная тропинка наверх. Принимаем решение здесь и остановиться, единственный недостаток – очень высоко поднимать байду по крутой тропе. Но лучшего ничего уже давно не попадается, как ни странно.

Наверху – потрясающей красоты вековой сосновый бор, пресловутая пришвинская «Корабельная Роща». По самому краю обрыва делает полукруг и уходит в глубь леса старая песчаная лесовозная дорога, по которой, похоже, очень редко ездят. Здесь и ставим палатку.

Сосновый бор на песках продолжается далеко вглубь от русла Шлины. Лес из зеленомошника постепенно переходит в беломошник, сосны при этом несколько мельчают. Безумное количество грибов, преобладают

благородные: белые, подосиновики, подберезовики. На песке растет чабрец, прекрасная добавка в чай (далее выяснится, что по берегам Шлины его очень много, почти везде). Вот в таких-то местах еще 200 лет назад обитали северные олени (да, именно здесь, в Тверской области!)

По карте мы находимся в междуречье Шлины и ее притока – р.Граничной, на эдаком вытянутом «полуострове» между двумя реками. Устье Граничной где-то совсем недалеко.

Солнечно, тепло. Остаток дня гуляем по лесу, собираем грибы. С точки нашего лагеря – потрясающий вид на закат. К ночи собирается гроза, переходящая в моросящий дождь на всю ночь. Тепло.

Вечер

Почти ночь

Утро

 

21.07.00. Устье Граничной – Гадыши, 10,4 км.

Подъем – 10-00. Тепло, пасмурно. Отплытие – 13-00. Река сильно петляет. Вскоре покидаем пойменные луга, Шлина снова входит в лесные берега (сосна, ель), русло заметно спрямляется. Очень скоро по правому борту проплываем устье Граничной. Река Граничная здесь быстрая и широкая (по ширине сопоставима со Шлиной). Она считается рекой, не самой простой для прохождения, туристов здесь поджидает очень быстрое течение, завалы, шиверы, пороги. В устье порогов нет.

На слиянии двух рек – лагерь байдарочноков, идут от Уклейно до Гадышей, что ниже по течению, и отваливаться планируют со станции Шлина, что в этом поселке. Мы – вторая команда, которую они встречают на маршруте. А для нас они и вовсе – первая (были еще и дети на Велье, но то – тренировочный лагерь, они не в счет). Да, лето, видимо, погодой не балует. Дождь, во всяком случае, каждый день (или ночь). И слава Богу, что не на весь день! Да что там говорить, на дворе почти середина июля, а купание у нас почти, как на майские праздники: окунулся, смыл пыль, проплыл пять метров – и назад. Ладно, будем считать (как считал наш комвзвода), что это – тренировка. Для Приполярного Урала. Косъю, Сарьюги, Манараги. Если срастутся планы, конечно!

До Гадышей Шлина течет в лесном коридоре. Очень много уток-гоголей (и так – всю дорогу). Что забавно: птица взлетает из-под носа байдарки, и летит ниже по течению метров на 300-500. Там мы ее догоняем, и сценарий повторяется. Так, с одной и той же уткой, мы можем плыть наперегонки в течение суток. И не надоедает же им! Почему бы не полететь, скажем, выше по течению (за спину нам), или вбок? Воистину, чужая душа – потемки!

Хочу заметить, что гоголь (так и подмывает написать с большой буквы J) – птица редкая и благородная, гнезда строит не где-нибудь, а в дупле старого, толстого дерева, да еще, чтоб оно , непременно, стояло у самой воды (это чтоб птенцы сигали прямо в водоем), короче – запросы у птички еще те! А здесь их, на удивление много. Это радует!

15-00 – пос.Гадыши, весь деревянный, достаточно большой, плывем по нему, наверное, полчаса. Здесь есть пункт выброски в случае надобности – станция Шлина ж/д ветки Бологое – Вел.Луки через Осташков. В русле реки, в черте поселка – перекаты и шиверы, а, также, всякий деревянный хлам. Река не единыжды раздваивается, причем одна из проток, как правило, оказывается забитой древесняком. Так что, ориентироваться надо по ситуации, но лучше плыть той протокой, которая напоминает основное русло.

Проплываем шоссейный бетонный мост, проходится без проблем. Хотя нет, проблема появляется: на мосту останавливается мотоцикл, и пацан, приехавший на нем, кидает что-то тяжелое нам вслед. Не долетает, но – неприятно. Господа туристы, дружеский совет: приобретайте оружие. Сейчас с формальностями по этому поводу достаточно просто, а проблем в дороге будет меньше. Если у Вас нет огнестрельного – сделайте себе хорошую рогатку. В руках шаолиньских мастеров это было смертельное оружие (Правда, стреляли они дробью. Ну а Вы запаситесь пулями от «Макара»). Хоть в основной массе мы с Вами и не шаолиньские мастера, но нежелательных гостей с моста разгоним на расстоянии. Если у Вас нет ничего – не поленитесь в черте населенного пункта произвести выход с разведкой моста на присутствие аборигенов. Наш случай – ерунда, но по стране здесь статистика очень богатая, говорим ответственно!

Канатный мост. Проход слева. Железнодорожный мост. Проход без проблем, 20 м ниже – причаливаем к левому берегу. В поселке – сельмаг и частная лавочка в доме синего цвета неподалеку. К станции идти НЕ НАДО, а надо пройти 100 м от моста вверх по течению.

Заправились в магазине продуктами. Начался дождь, причем сильный. Спешно погружаемся, и, проплыв 2 км от поселка, делаем аварийную остановку. Площадка удачная, если не считать того, что это – конец местной дороги. Подумав, плывем еще полтора часа, и ставим под дождем нормальный лагерь.

К вечеру дождь ослабевает. Выясняется, что рядом – лесовозная дорога, по ней время от времени ездят «Уралы» - лесовозы с прицепом-роспуском. Чуть ниже по течению – выселки от Гадышей. (Что забавно: позднейшее название Гадышей – поселок Комсомольский. Да, факт явно не в пользу комсомольцев! А историческое название подтвердили события сегодняшнего дня).

Видели лису. Ночь ясная.

 

22.07.00. Гадыши – Куженкино - Хотилово, 20,8 км.

Вчера потеряли много времени под дождем, так что сегодня встали в 6-30. Пасмурно, но дождя нет, на это и рассчитывали. Отплытие в 8-00.

Около 2-х км Шлина течет в лесных берегах, далее леса отдаляются от русла, плывем в лугах. Час спустя – мост (проходим без проблем), дорога по нему ведет в пос.Куженкино на левом берегу. Самого поселка не видно, он к воде не подходит. Хотя читали, что какие-то строения с воды должны быть видны, но не заметили. Может, просто ушами прохлопали?

Начиная с Гадышей география края несколько меняется. Если ранее остатки цивилизации (т.е.редкие деревни и дороги, расположенные, как правил, не ближе нескольких километров от реки) тяготели больше к правому берегу, а по левому борту безлюдный лес уходил очень далеко на север, то теперь к левому берегу приблизилась федеральная трасса Москва – Питер, а от нее – редкие дороги и тропинки к Шлине. И чем ближе к Волочку, тем трасса будет еще ближе к реке. А вот по правому берегу – огромный лесной массив, ни кола ни двора на юг, почти до реки Цна. Но это, скорее, макрогеография; плывя по Шлине, цивилизацию чувствуешь слабо по обоим берегам до самого Красномайского.

Плывем в лугах. В отличие от предыдущих луговых перегонов, где на берег было выйти проблематично, здесь берега представляют собой твердый дерн. Временами река подходит к какому-нибудь из лесных берегов, они высокие и обрывистые, песчаные. Лес сосновый. Есть хорошие места для стоянок.

Русло неоднократно раздваивается, и каждый раз удобнее плыть левой протокой (короче получается).

12-00 – на правом берегу – жилой объект, обозначенный на карте, как «Д.О.». На самом деле это воинская часть с закрытым военным городком. С берега реки – вход свободный, в городке есть магазин, чем мы незамедлительно воспользовались.

Переменная облачность с тенденцией к дальнейшему прояснению. Река входит в лесные берега. По правому берегу чуть поодаль, в лесу, идет военная дорога. Проплываем бетонный мост с КПП на нем.

Теперь по правому берегу проходит сигнальная полоса аэродрома, время от времени – избушки военных. Вскоре по правому борту – вход в еле

заметную с воды старицу. Останавливаемся сразу же за ней. Время – 14-00, погода хорошая. Но за день пройдено неплохое расстояние, в график укладываемся хорошо, и мы решаем остаться здесь на полдня и на ночь.

 

23.07.00. Хотилово – Борисовский – 8,9 км ниже., 13,9 км.

Подъем 10-30. Ночью была сильнейшая роса. Утром ясно, тепло. По берегу гуляет лейтенант с ребенком. Выяснили, что место называется Хотилово, это авиационная часть, военный аэродром. Кстати, их самолеты в небе мы наблюдаем чуть ли не с самого озера Шлино. К сведению: на карте обозначена деревня Хотилово, но это в 8 км севернее, и находится на трассе Москва – Питер.

Вода в реке все дни продолжает оставаться не по-июльски холодной, но купаемся регулярно, хоть и недолго. 13-00 – отплытие. Плывем лесными берегами, течение спокойное. Русло реки заметно выпрямляется. Запас времени до конца пути у нас достаточно большой, поэтому никуда не спешим и плывем в самом что ни на есть «матрасном» ритме.

Из леса (да-да, именно из леса!) к реке вышли коровы. Населенки кругом – никакой: ни по карте, ни фактически. Похоже, что бродить по лесам

(кишащих, между прочим, волками!) без пастухов – это у здешних коров такая особенность!

14-00 – бетонный мост. Вправо дорога углубляется в лес и идет до пос.Борисовский. Там – стекольный завод. Это чувствуется: в русле под мостом и по берегам много стеклянных окатышей, круглых и гладких. Вообще, места с подобным ландшафтом (песок, сосны, глухомань) часто отличаются стеклянным промыслом: песок особого сорта – превосходное сырье.

Итак, Борисовский мост. Рыбаки, пацаны всякие, и прочая праздная публика. Все пролеты, кроме одного, наглухо забиты топляком. Да и этот, похоже, расчистили совсем недавно: бревна, явно вытащенные из

Стеклянный камень из Борисовского

воды, лежат рядом на берегу. Проходим свободно. Река снова выходит в луговые берега. Лугов, как таковых, уже нет, а есть дубовые и ивовые редколесья и заросли кустов. По берегам – намывные пляжи (оба берега – невысокие), река спокойная.

16-00 – Шлина снова входит в леса. Ставим лагерь. Вокруг старый сосновый бор со следами сбора живицы. Очень много грибов. Есть участки лиственного леса  дубравами; пойменные озера, старицы,

протоки (признаки приближения к устью!) В бору есть моховые пятна с багульником и голубикой. Тепло, ясно.

 

24.07.00. 8,9 км ниже Борисовского. Дневка.

Спим, как бобики, до 12-00. Переменная облачность, очень тепло. С утра (и ночью) был дождь. Собираем грибы.

Приходил дед-рыбак, ловил щук на лягушку. Рассказывал, что в этом году вода в Шлине слишком темная, обычно бывает светлее (для справки: сейчас (07.2000) – цвета чая средней крепости).

Вечером собираем исключительно лисички, их здесь особенно много. Жарим это добро в чистом виде.

На ночь глядя вылилась гроза, очень сильная, но скоротечная.

 

25.07.00. 8,9 км ниже Борисовского – Красномайский, 24,2 км.

С утра – мелкий дождь. Подъем – 10-00, выход – 11-30. Облачно. Опять начались луговые берега. Обносим завал из бревен (единственный такой случай за всю экспедицию!) Река подходит к лесному берегу, далее расширяется: идут разливы и плавни. Много журавлей в небе (и ни одной синицы в руках!) и уток.

Разливы сменяются прямым, но широким участком реки, течения почти нет. Близко коренной берег, песок, сосны. Далее берега понижаются, но вокруг – хороший хвойный лес.

Река переходит в большой разлив с плавнями. На коренных берегах – хорошие

сосновые боры. Узкий пролив, пересекаемый ЛЭП, соединяет предыдущий разлив с последующим, последним. На его противоположном берегу – поселок Красномайский. Идем в пролив слева. Правый берег – вековой сосновый бор, там какой-то дом отдыха. На левом берегу – молодой сосняк. С воды просматривается стекольный завод (опять-же стекольный!), мосты (шоссейный и железнодорожный, рядом) и часть поселка возле них. Здесь, на левом берегу, решаем делать стоянку перед антистапелем, а остаток для попробовать сделать выход в Вышневолоцкое водохранилище, куда Шлина, собственно и впадает. Точнее, план такой: если позволит обстановка – доплываем прямо до Вышнего Волочка, если

на большой воде ветер и волны выше нормального – ночуем на присмотренном только что месте.

От намеченной стоянки до водохранилища плывем около 40 минут, мешает встречный ветер. Это уже настораживает. Выход в море подтверждает наши опасения: штормит, однако! Поболтавшись немного на волнах и полюбовавшись панорамой островов (их множество!), поворачиваем назад – в устье Шлины, и в последний разлив.

К вечеру – сильный ветер и облака.

 

26.07.2000.  Отъезд на Родину.

Поскольку мы находимся на границе населенки, фактически – на окраине поселка, на ночь выставляем посменный караул. Ночью ветер стихает, и меняет направление. Иногда моросит дождь. В 7-30 дождь заметно усиливается. Спим до 11-30, пока дождь не стихает (все равно сушиться же надо, а вроде никуда не опаздываем!).

Собираем вещи, и плывем последние метры до моста. Здесь – окончательная разборка и укладка. Пасмурно, и все сырое. Просушка получается так себе. Ладно, дома досушимся окончательно.

Пока собираемся, по мосту со стеклозавода понемногу начинает идти рабочий люд, хотя до конца рабочего дня явно далеко. Видимо, завод работает, как вся Россия-Матушка, в лучшем случае в полсмены. В подтверждение наших мыслей, к нам подходит группа работяг и, достав откуда-то из-под пиджака хрустальный графин (весьма художественный, кстати!) и еще какие-то хрустальные штучки, упорно пытаются впарить нам все это. У нас нет ни желания, ни, честно говоря, лишних денег.

Долго и вежливо отказываемся, показывая на наше байдарочное железо («жалко хрусталь-то будет!») Мужики, посожалев, и пожелав нам счастливого пути, удаляются.

Остановка автобуса до Волочка – на правом берегу, 100 м от моста, напротив заводоуправления. Автобус – каждые 15 – 30 минут, с раннего утра до позднего вечера.

Выход – в черте Волочка, на Ленинградском шоссе, чуть-чуть не доезжая до центра, улицу не запомнили. Но там – пересадка на автобусы № 1, 2, 15, которые идут до ЖД-вокзала.

Берем билеты на почтово-багажный поезд Питер – Москва отправлением 19-45 и прибытием 2-30. На самом деле очень удобно, и билеты – без проблем.

Помимо этого можно воспользоваться электричкой до Твери в 13-30, а также:

 

-         17-30 (3 раза в неделю);

-         1-00 (Мурманский, летом ежедневно);

-         2-00 (Новгородский, ежедневно).

 

Были еще какие-то тверские электрички, в т.ч. отправлением 18-00 и прибытием 20-00 в Тверь, но это уже, так сказать, аварийные варианты, велика вероятность, что придется заночевать в Твери, поэтому мы их даже не запоминали.

Наш вагон был сидячий (с креслами) и почти пустой, разместились с комфортом.

 

ИТОГО: 10 дней пути, пройдено 144 км.

Вадим. Новгородская-Тверская обл., июль 2000г.

 

Фото

Карта

GPS

Назад

 

Hosted by uCoz